В Правительстве Москвы в Департаменте труда и социальной защиты населения состоялось совещание по вопросам:
— Об исполнении закона города Москвы от 22.12.2004 №90 «О квотировании рабочих мест»;
— О предложениях Общероссийского отраслевого объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности о внесении изменений в п. 3 ст. 4 Закона о квотировании в части предоставления работодателям права финансировать создание либо выделение рабочих мест в других организациях.
В работе совещания приняли участие заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Бесштанько А.В., Начальник Управления содействия занятости населенияСемичастнова И.В.; Начальник отдела по квотированию рабочих мест Подлевский В.В.
От работодателей в совещании приняли участие Вице-президент – исполнительный директорОбщероссийского отраслевого объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности Кобанов А.И., заместитель исполнительного директора , начальник организационно-правого отдела Кобозев И.Г., представители кадровых и юридических служб нефтегазовых компаний — ПАО НК «Роснефть»,ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Русснефть», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Транснефть», ПАО «Газпром трансгаз Москва», ОАО «Зарубежнефть», «СК «РусВьетПетро».
Совещание отметило, что существующие проблемы в трудоустройстве инвалидов, объясняются неотлаженным механизмом выполнения соответствующих квот, не учитывающего многообразие форм и условий трудовой деятельности работодателей столичного мегаполиса города Москвы.
По мнению работодателей, причины неэффективности механизма выполнения квот трудоустройства инвалидов связаны с отсутствием системы в сфере занятости инвалидов, начиная с определения размера самой квоты, оценки возможности трудоустройства инвалида, подбора для этого инвалида возможного работодателя и определения необходимых мер по подготовке рабочего места для его последующего трудоустройства.
Предложения работодателей имеют цель не изменить систему квотирования, которая определяется Федеральным законодательством, а предоставить более широкие права работодателям при выполнении квоты по трудоустройству инвалидов.
Данные нормы Федеральным законодательством делегированы субъектам РФ, что подтверждается успешным его применением в Орловской, Липецкой, Мурманской и некоторых других областях, Пермском крае, Республике Хакасия, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Практика реализации в субъектах РФ данного механизма свидетельствует о том, что она осуществляется, в том числе путем заключения трудового договора с инвалидом работодателем, который по соглашению с другим работодателем трудоустраивает данного инвалида. Таким образом работодатель, воспользовавшийся альтернативным механизмом выполнения квоты, признается выполнившим квоту, не заключая при этом непосредственно трудовой договор с инвалидом.
В совместных дискуссиях были приняты решения:
- Компаниям — работодателям нефтегазового комплекса принять дополнительные меры к максимально возможному выполнению квот по трудоустройству инвалидов и выполнению требований Закона гор. Москвы от 22.12.2004г. № 90.
- Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы оказать методическую и организационную помощь в подборе инвалидов – кандидатов для замещения вакансий на должности специалистов высокой и высшей квалификации, способных осуществлять трудовую деятельность в центральных аппаратах публичных акционерных обществ и вертикально интегрированных компаний.
- В целях реализации положений Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» внести в проект закона города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы от 22 декабря 2004 года №90 «О квотировании рабочих мест» и статью 20 Закона города Москвы от 1 октября 2008 года №46 «О занятости населения в городе Москве» изменения следующего содержания:
Предлагаемая редакция
«Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно, либо на основании заключенных договоров (соглашений) работодателем может быть профинансировано создание или выделение рабочих мест в других организациях с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а так же общественных организаций инвалидов»